А Б В Г Д Е И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ч Ш Щ Я

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
(8 февраля 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября 1906, Санкт-Петербург )

Родился в старинной дворянской семье, его крестили царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.
Учился в одесской Ришельевской гимназии, на юридическом факультете Петербургского университета, откуда перешёл в Институт путей сообщения (окончил в 1878). Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он пожелал «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он вновь поступил на службу, приняв участие в строительстве Транссиба.
В 1891 Гарин-Михайловский руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали, и именно он отклонил вариант возведения этого сооружения в районе Томска. Это решение впоследствии привело к выбору участка на территории будущего Новосибирска и сыграло важную роль не только в развитии города, но и в его создании.
Весной 1903 года в Кастрополь прибыла изыскательная партия, возглавляемая Н.Г. Гариным-Михайловским, по строительству южнобережной электрической железной дороги связывавшей бы Ялту с Севастополем. За 8 месяцев были рассмотрены 22 варианта трассы, но смерть Гарина-Михайловского помешала постройке дороги. Его изыскания были использованы при строительстве междугородной троллейбусной трассы Симферополь-Алушта-Ялта.
На литературное поприще выступил в 1892 имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская мысль»). В «Русском богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»). Последняя часть тетралогии — «Инженеры» была опубликована в 1907. «Деревенские панорамы» и др. рассказы вышли отдельно под заглавием «Очерки и рассказы» (Петербург, 1893—1895); отдельно изданы также «Гимназисты» (Петербург, 1895). Как специалист-инженер, Николай Георгиевич горячо отстаивал в «Новом времени», «Русской жизни» и др. изданиях постройку дешёвых железных дорог.
Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), в которых Гарин с большой симпатией отзывался о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, развенчивал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В н. 1900-х сотрудничал в издательстве «Знание», но в смуте 1905 участия не принимал.
Литература о жизни и творчестве:
Синько В. Когда порт начинал свою карьеру: (Две поездки иженера-писателя на Дальний Восток, в т.ч. во Владивосток) // Дальневост. ученый.-1993.-июнь(№ 18).- С.7; Больбух А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский на Дальнем Востоке // Дальний Восток. - 1973.- № 4.- С. 142-145
Бухарцев В. «Теперь Россия стала ближе…»: К 110-летию Самаро-Златоустовской железной дороги.
Селиванов И. Инженер Михайловский, он же писатель Гарин // Сельская жизнь. № 69 (22781). 12 сентября 2002 года.
Любимов О. 20 февраля исполняется 150 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.


сайт "Писатели Приморского края" 2011 г.